Год памяти и славы

Карта убитых дорог

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Единый портал обращений граждан

Яндекс.Погода

Горячая линия для обращений ЦКК

Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга
информирует граждан о росте количества зарегистрированных преступлений
в сфере мошенничества и краж денежных средств с банковских карт 

1. За последние месяцы преступность все более активно уходит с улиц в киберпространство, на фоне значительного снижения грабежей, разбоев, квартирных краж, краж автомобилей, все чаще регистрируются преступления с использованием сети Интернет.

Для Санкт-Петербурга данная проблема стала особенно актуальна в период самоизоляции и противоэпидемиологических мер. Значительный рост электронных покупок и платежей облегчил совершение таких преступлений. В 1 полугодии 2020 года число мошенничеств в городе возросло в 2 раза и достигло 3,5 тысяч.

Какие самые популярные способы преступлений?

Мошенники используют две основные схемы:

Первая: якобы помочь Вам спасти деньги. Звонок от имени сотрудника банка, зафиксировали подозрительный перевод или попытку снятия, деньги можно спасти, но действовать нужно быстро. Мошенники пытаются вызвать у Вас стресс (некогда думать, надо спасать деньги) и войти в доверие, добиться авторитета (сотрудник банка профессионал, говорит уверено и точно знает, что делать). В разговоре они попытаются узнать нужные им реквизиты карты, чтобы самим перевести или снять с нее деньги.

Вторая: якобы помочь Вам заработать. На сайте, в электронном письме, СМС-сообщении размещено настолько выгодное предложение купить товары и услуги, получить выплаты и компенсации, что риск, даже значительной суммой на первый взгляд оправдан. Для получения большой выплаты или компенсации нужно заплатить налог или пошлину. После оплаты ни товара, ни выплаты Вы не получите.

Какие новые способы появились весной-летом 2020 года?

Большинство новых способов связано с коронавирусом. Это звонки и письма якобы от государственных органов о необходимости оплатить штраф за нарушение самоизоляции,звонки, письма н сайты с предложением перечислить деньги для оформления в дальнейшем отсрочки по кредитам / получения пособий и компенсаций, а также реклама чудодейственных медицинских препаратов.

Какие последствия у тех, кто идет на поводу мошенников?

Те, кто поддастся уловкам, рискуют своими деньгами. Перевод происходит практически мгновенно и даже своевременное обращение в банк с опротестованием платежа не всегда позволяет вернуть деньги.

Что нужно сделать, если позвонили мошенники?

Самый простой способ - прервать разговор и перезвонить в банк по телефону, указанному на обороте Вашей кредитной карты. Если это действительно был звонок из банка - вас соединят с сотрудником. Даже звонок с номера 8-800 не означает, что это банк.

Ни под каким предлогом не сообщайте по телефону данные своей банковской карты (номер, срок действия, код на обороте), а также коды, которые приходят к Вам в СМС-сообщениях. Какими бы убедительными нс были аргументы звонящих, помните, настоящим сотрудникам банка данные Ваших карт не нужны.

Как обезопасить себя от хищений при платежах онлайн?

В условиях пандемии все мы вынуждены чаще пользоваться онлайн-платежами. Наиболее разумно завести отдельную карту', с которой Вы будете платить в интернете, и хранить на ней лишь необходимую для конкретных покупок сумму.

Общие рекомендации - пользоваться проверенными сайтами и магазинами, нс переходить по ссылкам из незнакомых электронных писем и СМС-сообщсннй, нс устанавливать на компьютер и телефон подозрительные приложения.

Не поддавайтесь на предложения купить товары в разы дешевле их стоимости в неизвестных онлайн-магазинах. Сейчас актуальна реклама «чудодейственных» медицинских средств, которые якобы позволяют защититься от короиавируса, им тоже не стоит верить.

Куда обращаться потерпевшим?

Если Вы все- гаки стали жертвой мошенников - незамедлительно обратитесь в свой банк с заявлением об опротестовании платежа, заблокируйте карту, если на пей еще остались денежные средства. После этого обратитесь в полицию, ы заявлении укажите номер телефона или адрес сайта, которыми пользовались мошенники.

Какие меры принимаются, как раскрывать эти преступления?

Раскрытие данных преступлений осложняется тем, что злоумышленники могут находиться в иных регионах РФ и даже в иных государствах, используют продвинутые технические средства и методы сокрытия или подмены номеров телефонов и IP-адресов. Однако сложность раскрытия не делает преступников неуловимыми: полиция ориентирована на работу по выявлению и пресечению «колл-центров», которыми пользуются мошенники.

Только за последнее время задержаны члены 2 организованных групп, которые, представляясь сотрудниками различных банков, похищали денежных средства граждан.

При обыске у подозреваемых изъяты банковские карты, персональные компьютеры, ноутбуки, сим-карты различных операторов сотовой связи, мобильные телефоны. В настоящее время проводятся мероприятия с целью получения сведений о движении денежных средств и установления всех потерпевших от их преступных действий.

В результате принятых мер раскрываемость данных преступлений в городе в 1 полугодии 2020 года составила 38,1% (+8,3% к АППГ).

2. Участились случаи телефонного мошенничества с банковскими картами.

Как правило, мошенники звонят с абонентских номеров, начинающихся с цифр 8-800-..., с которых также начинаются и номера Службы поддержки клиентов различных банков.

Вам сообщают ложную информацию о подозрительной операции по счету, например, переводе денег и необходимости его блокировки, требуя назвать номер банковской карты и код, который используется для оплаты товаров и услуг через Интернет. В некоторых случаях предлагают самостоятельно выполнить операцию через банкомат либо личный кабинет.

Не выполняйте требования звонящего.
Свяжитесь со Службой поддержки клиентов своего банка.
Как правило, номер телефона, с которого был звонок, банку не принадлежит.
Если вы все-таки стали жертвой обмана, обратитесь с заявлением в отдел полиции.

Информация предоставлена
прокуратурой Московского района Санкт-Петербурга