Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга
РАЗЪЯСНЯЕТ:

Как отличить посуточный наем жилого помещения от оказания гостиничных услуг:
позиция Конституционного Суда Российской Федерации

Предметом рассмотрения КС РФ в постановлении от 23 марта 2023 г. N 9-П стал вопрос о конституционности ч. 3 ст. 17 ЖК РФ, которая, помимо прочего, запрещает размещение в жилых помещениях гостиниц и использование жилых помещений в МКД для предоставления гостиничных услуг.

В рамках данного дела было установлено, что квартира предоставляется третьим лицам на возмездной основе для краткосрочного (посуточного) заселения, при этом из размещенных на интернет-ресурсах объявлений следует, что жилое помещение позиционируется ответчиком как "номер" (двухуровневые апартаменты), предусматривается предоставление жильцам ряда услуг, включая трансфер от аэропорта и обратно, питание и напитки, наличие персонала со знанием английского языка. В связи с этим суды пришли к выводу, что квартира, хотя и не обладает признаками гостиницы, в нарушение ч. 3 ст. 17 ЖК РФ используется для оказания гостиничных услуг, а не с целью сдачи внаем для проживания нанимателей.

Таким образом, в настоящем деле спорная норма являлась предметом рассмотрения КС РФ с той точки зрения, позволяет ли она дифференцировать правоотношения, связанные с предоставлением гражданам на короткое время жилых помещений, на те, предметом которых является оказание гостиничных услуг, и те, которые не относятся к таковым. Сам же запрет использовать жилое помещение в МКД для предоставления гостиничных услуг, как ранее уже отмечал КС РФ, сомнений в своей конституционности не вызывает, так как его введение направлено на защиту прав и законных интересов других жильцов.

По результатам рассмотрения дела КС РФ разъяснил следующее.

- Заключение договора найма жилого помещения является одним из способов реализации правомочий собственника, прямо предусмотренным ГК РФ. При этом минимальный срок, на который может быть заключен такой договор, гражданским и жилищным законодательством не установлен.

- Отмена после введения в ч. 3 ст. 17 ЖК РФ рассматриваемого запрета (соответствующие поправки вступили в силу с 1 октября 2019 г.) ряда национальных стандартов, в том числе ГОСТ Р 54606-2011 "Услуги малых средств размещения. Общие требования", который прямо позволял гражданам (в том числе не являющимся ИП) оказывать услуги по предоставлению для временного проживания "меблированных" и "гостевых" комнат, не означает устранения возможности краткосрочного (в частности, посуточного) найма жилых помещений в качестве вида экономической, в том числе предпринимательской, деятельности. Допустимость подобного вида деятельности подтверждается также нормами налогового законодательства и положениями ОКВЭД, в котором в группировке 55 "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания" в качестве отдельных элементов указаны "деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания" (55.10) и "деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания" (55.20).

- Таким образом, предоставление жилого помещения по договору краткосрочного найма в пользование на срок от одних суток может не являться оказанием гостиничных услуг и само по себе не противоречит ни существу законодательного регулирования найма жилых помещений, ни рассматриваемому запрету.

- Вместе с тем действующее правовое регулирование не может толковаться в том смысле, что под гостиничными следует понимать услуги исключительно гостиниц. При этом для признания краткосрочного найма жилого помещения в МКД оказанием гостиничных услуг не требуется наличие всего их спектра, предусмотренного нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность гостиниц.

- При рассмотрении подобных споров существенное значение имеет вопрос о том, влечет ли деятельность ответчика для иных жильцов МКД неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования квартиры, а также происходит ли очевидное повышение интенсивности эксплуатации мест общего пользования в доме. Использование ответчиком в рекламе своей деятельности терминологии, характерной для гостиничного обслуживания, само по себе, без установления указанных обстоятельств, не является бесспорным доказательством оказания гостиничных услуг.

В итоге КС РФ воздержался от признания оспариваемой нормы неконституционной, так как счел, что некоторая неопределенность в ее содержании восполняется данным им толкованием. Вместе с тем законодателю поручено принять меры к урегулированию особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения граждан, поддерживая необходимый баланс интересов всех участников таких правоотношений. При наличии к тому оснований для отдельных местностей (например, туристических мест и курортов) могут быть определены специальные правила осуществления подобной деятельности.

 

Как отбытый срок лишения свободы зачитывается при последующем назначении
осужденному исправительного учреждения менее строгого:
позиция Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 15.03.2023 № 8-П признал неконституционной ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, определяющую правила зачета времени содержания лица под стражей в срок лишения свободы. С соответствующим запросом в КС РФ обратился гражданин, которому по результатам обжалования приговора суда первоначально назначенный вид исправительного учреждения (колония общего режима) был заменен на менее строгий вид - колонию-поселение.

Время содержания заявителя под стражей в период до вступления приговора в законную силу было зачтено в срок отбывания наказания: первоначально из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима, а затем, в связи с изменением вида исправительного учреждения, - из расчета один день содержания под стражей за два дня лишения свободы в колонии-поселении. В зачете же на более благоприятных условиях периода, который заявитель отбыл в колонии общего режима, суды отказали, так как оспариваемая норма не предусматривает соответствующего порядка на случай изменения вида исправительного учреждения.

По мнению заявителя, подобное правовое регулирование не соответствует Конституции РФ, поскольку, не предусматривая правил льготного зачета времени пребывания лица в исправительном учреждении более строгого вида, оно не компенсирует связанных с этим условий более жесткой изоляции от общества.

Конституционный Суд РФ согласился с позицией заявителя, констатировав наличие в законодательстве пробела, устранение которого имеет конституционное значение. В связи с этим законодателю поручено урегулировать порядок зачета отбытого времени лишения свободы для тех случаев, когда в результате пересмотра (отмены или изменения) первоначального приговора лицу назначен менее строгий вид исправительного учреждения. До принятия соответствующих поправок зачет при указанных обстоятельствах должен производиться с использованием коэффициентов, установленных в настоящее время для зачета в срок лишения свободы времени содержания под стражей.

 

Смягчена уголовная ответственность за неуплату налогов

Федеральным законом  от 18 марта 2023 г. N 78-ФЗ внесены изменения в УК РФ и УПК РФ.

Поправками, в частности, снижен максимальный срок наказания в виде лишения свободы по квалифицированным составам ряда преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Так, максимальный срок наказания в виде лишения свободы снижен:

  • с 6 до 5 лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов" и ч. 2 ст. 199.1  «Неисполнение обязанностей налогового агента» УК РФ;
  • с 7 до 5 лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов" УК РФ;
  • с 4 до 3 лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 199.4 "Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд" УК РФ.

Напомним, что смягчение наказания ведет к изменению категории преступления, а исходя из категорий преступлений определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Кроме того, согласно поправкам в случае уплаты в полном объеме недоимки, пеней и штрафов уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежит прекращению.

 

Территориальная подсудность преступлений, связанных с хищением денежных средств
с банковских счетов, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Ответственность за совершение преступления, связанного с тайным хищением денежных средств с банковского счета, а также электронных денежных средств предусмотрена п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Ранее, местом совершения указанного преступления считалось местонахождение отделения финансовой организации, в которой открыт банковский счет, с которого похищены денежные средства.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 15.12.2022 № 38 конкретизировал, что местом совершения преступления, связанного с тайным хищением денежных средств с банковского счета, является место совершения лицом действий, направленных на незаконное их изъятие, к примеру, через банкомат или при помощи осуществления безналичных расчетов за товары или услуги.

Таким образом, граждане, потерпевшие от незаконных действий, вправе обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы по месту совершения преступления, если оно неизвестно – по месту жительства или регистрации, которое будет рассмотрено по существу.

Обращаю внимание, что при рассмотрении уголовного дела судом о таких преступлениях, в случае, если будет установлено, что уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, с согласия подсудимого, суд вправе оставить уголовное дело в своем производстве, не направляя его по подсудности.

 

О преступлениях в сфере информационных технологий

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.д.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.

В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлением в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Ответственность за совершение указанных преступлений предусмотрена главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По Уголовному кодексу Российской Федерации преступлениями в сфере компьютерной информации являются:

  • неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ),
  • создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ),
  • нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и распространение порнографии (ст. 274 УК РФ).

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьезное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия.

 

Виды хищения денежных средств с банковских счетов граждан

Все хищения денежных средств с банковских счетов граждан, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, можно разделить на две основные группы:

1) бесконтактные, то есть совершаемые без личностного контакта субъекта с потенциальным потерпевшим (преступления, в которых субъект не контактирует с потерпевшим);

2) контактные, то есть совершаемые посредством установления личностного контакта субъекта с потенциальным потерпевшим (например, путем телефонного звонка или SMS-сообщения).

Также хищения денежных средств можно разделить на следующие виды, это когда:

  • субъект осуществляет телефонный звонок от лица вымышленных сотрудников банка или службы безопасности и сообщает о необходимости предоставления информации о номере карты, ее владельце, сроке действия, трехзначном коде, указанном на оборотной стороне карты, в связи с «проведением профилактических работ», «блокированием карты по подозрению в попытке хищения денег» и т.п.;
  • субъект просит предоплату за товар или услуги в Интернете;
  • субъект сообщает о выигрыше;
  • субъект осуществляет телефонный звонок лицу и сообщает, что у его родственника (знакомого) проблемы, например, попал в ДТП, совершил правонарушение и т.п., и предлагает «решить проблему» с помощью внесения на счет злоумышленника определенной денежной суммы.

Следует отметить, что число указанных противоправных деяний продолжает увеличиваться. Высокая степень общественной опасности таких преступлений подтверждается их спецификой - совершить их могут лица, обладающие специальными знаниями и использующие технические средства именно в криминальных целях, что приводит к нарушению не только права собственности, но и банковской тайны.

 

Участие законных представителей несовершеннолетнего

Степень участия законных представителей несовершеннолетнего в совершении сделки зависит от его возраста.

Все сделки от имени малолетних, не достигших 6 лет, совершают их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК РФ).

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

Остальные сделки совершаются от их имени родителями, усыновителями или опекунами (п. 1 ст. 28 ГК РФ).

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине (п. 3 ст. 28 ГК РФ).

Сделка, совершенная малолетним в нарушение этих правил, ничтожна (пп. 13 ст. 172 ГК РФ), однако в его интересах может быть признана судом действительной по требованию его родителей, усыновителей или опекуна, если сделка совершена к выгоде малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, по общему правилу, совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ)*(1). Исключение составляют:

  • сделки по распоряжению заработком несовершеннолетнего, стипендией и иными доходами (кроме случаев, когда несовершеннолетний лишен или ограничен в этом праве по решению суда на основании п. 4 ст. 26 ГК РФ);
  • осуществление прав автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • внесение вкладов в кредитные организации и распоряжение ими;
  • мелкие бытовые сделки.

Они совершаются несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно.

При этом несовершеннолетние самостоятельно несут ответственность по сделкам, совершенным ими как с согласия законных представителей, так и в случае, если такое согласие не требуется (пп. 123 ст. 26 ГК РФ).

В соответствии со ст. 175 ГК РФ сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия законных представителей в случаях, когда такое согласие требуется, является оспоримой и может быть признана недействительной судом по иску родителей, усыновителей или попечителя (но не самого несовершеннолетнего). Если сделка после ее заключения письменно одобрена родителями, усыновителями или попечителем, она является действительной (п. 1 ст. 26 ГК РФ).

 

Согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки

В силу п. 1 ст. 28п. 2 ст. 37 ГК РФ, п. 3 ст. 60 СК РФ, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ необходимо предварительное разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетнего, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего.

Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний, может быть отчуждено только с предварительного согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

В постановлении КС РФ от 08.06.2010 N 13-П сформулирована позиция, в соответствии с которой специальный порядок совершения родителями как законными представителями своих несовершеннолетних детей сделок с принадлежащим детям имуществом направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

С учетом требований закона органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, должны устанавливать, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником имущества.

Отказ в выдаче разрешения на совершение сделки может быть обжалован в судебном порядке.

Одновременно и выданное органами опеки и попечительства разрешение на совершение сделки, влекущей нарушение имущественных прав несовершеннолетнего, может быть признано незаконным.

Сделка в отношении имущества несовершеннолетнего, влекущая уменьшение его имущества без необходимого в силу закона разрешения органа опеки и попечительства, является недействительной в силу ст. 168173.1. ГК РФ.

Кроме того, ч. 45 ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ установлена обязанность органа опеки и попечительства при обнаружении факта заключения договора от имени несовершеннолетнего без предварительного разрешения (согласия) незамедлительно обратиться от имени несовершеннолетнего в суд с требованием о расторжении такого договора, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде несовершеннолетнего.

 

Запрет на совершение отдельных сделок опекуном, попечителем,
их супругами и близкими родственниками сделок с подопечным
 

Пунктом 3 ст. 37 ГК РФ предусмотрен запрет на совершение опекуном, попечителем, их супругами и близкими родственниками сделок с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. Кроме того, названные лица не могут представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Согласно п. 1 ст. 28 ГК РФ этот запрет распространяется и на родителей и усыновителей несовершеннолетнего.

Пунктом 1 ст. 575 ГК РФ установлен запрет дарения от имени малолетних (то есть лиц, не достигших 14 лет) их законными представителями.

 

Форма сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему

Сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат обязательному нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Несоблюдение нотариальной формы такой сделки влечет ее ничтожность (п. 3 ст. 163 ГК РФ).

При удостоверении сделки нотариус проверяет полномочия законного представителя несовершеннолетнего  и наличие согласия органов опеки и попечительства на сделку.

Других требований, предъявляемых к форме гражданско-правового договора, обусловленных сделкоспособностью несовершеннолетних, законодательство не предусматривает. Сторонам необходимо руководствоваться правилами о форме соответствующего вида договора.

 

Основные принципы противодействия коррупции

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции).

Кроме того, в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции и устранение причин, ее порождающих Президентом РФ Указами от 13.04.2010 N 460 и от 16.08.2021 N 478 утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы (далее - Национальный план).

Для профилактики коррупционных правонарушений используется ГИС "Посейдон" (указ Президента РФ от 25.04.2022 N 232).

Под термином "коррупция" согласно п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В то же время противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

Противодействие коррупции в РФ основывается на семи основных принципах, к которым законодатель относит:

1) признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина;

2) принцип законности;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст. 3 Закона о противодействии коррупции).

 

Президентом утверждена обновленная Концепция внешней политики РФ

Указом Президента РФ от 31.03.2023 N 229  утверждена Концепции внешней политики Российской Федерации, в которой закреплено, что в случае совершения иностранными государствами недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения недружественных действий и предотвращения их повторения.

Отмечено, что в целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира РФ намерена уделять приоритетное внимание в том числе укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России.

Также определены приоритетные направления внешней политики Российской Федерации (формирование справедливого и устойчивого мироустройства, верховенство права в международных отношениях, укрепление международного мира и безопасности, охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение и др.), национальные интересы страны в указанной сфере и региональные направления внешней политики.

Признан утратившим силу Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. N 640, которым была утверждена ранее действовавшая Концепция внешней политики РФ.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

В типовые условия контрактов на оказание услуг школьного питания
должны включаться обязанности исполнителя и заказчика

Постановлением  Правительства РФ от 29.03.2023 N 498  утверждена типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования В соответствии с ней субъектам РФ рекомендуется принять меры, обеспечивающие применение заказчиками типовых условий контрактов на оказание услуг школьного питания с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения.

Указанное Постановление вступает в силу с 1 мая 2023 г. и применяется при осуществлении закупок услуг питания детей, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по которым направлены, контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по которым заключены после дня вступления в силу настоящего Постановления.

 

Внесены уточнения в порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации военнослужащим,
а также членам добровольческих формирований и членам их семей

Постановлением Правительства РФ от 30.03.2023 N 509 внесены  изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

В частности, скорректирован перечень документов, представляемых для получения ежемесячной денежной компенсации, уточнены органы, осуществляющие ее назначение, определен порядок продления выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалиду или члену семьи, проживающим за пределами территории РФ, установлено, что в перечень документов (сведений), необходимых для назначения выплаты ежемесячной денежной компенсации, включены сведения, подтверждающие получение умершим гражданином, пребывавшим в добровольческом формировании, инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением им обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании (удостоверение гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, выписки из приказов воинских подразделений, справка военного комиссариата, медицинские (военно-медицинские) документы, архивные справки), представляемые Минобороны России (военными комиссариатами) посредством межведомственного взаимодействия.

Указанное Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие отдельных положений в редакции настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.

 

Установлен порядок проведения мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей,
в том числе сети "Интернет", а также виды информации и информационных ресурсов,
в отношении которых проводится мониторинг

Приказом  Роскомнадзора от 02.02.2023 N 13 утвержден порядок  проведения мониторинга информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также определении видов информации и (или) информационных ресурсов, в отношении которых проводится мониторинг.

Мониторинг проводится радиочастотной службой в целях выявления информации или информационных ресурсов, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Мониторинг проводится на постоянной основе, без взаимодействия с владельцами информационных ресурсов, посредством поиска, выявления и анализа, в том числе в автоматическом режиме с использованием специального программного обеспечения, признаков информации, доступ к которой подлежит ограничению.

 

Минздравом утвержден порядок организации медицинской реабилитации на дому

Приказом Минздрава России от 28.02.2023 N 81н  утвержден порядок организации медицинской реабилитации на дому, включая перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, порядка предоставления пациенту медицинских изделий и порядка оплаты медицинской реабилитации на дому.

Установлено, что при наличии факторов, ограничивающих возможности пациента получить медицинскую реабилитацию в условиях дневного стационара или амбулаторно, включая случаи проживания пациента в отдаленном населенном пункте, ограничения в передвижении, медицинская организация, к которой прикреплен пациент, организует ему прохождение медицинской реабилитации на дому.

Медицинская реабилитация на дому осуществляется медицинскими работниками по решению врачебной комиссии.

Документом также закреплен перечень медицинских вмешательств, оказываемых при медицинской реабилитации на дому, - в него включены лечебная физкультура, электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани, медико-логопедические исследования и процедуры и др.

Кроме этого, приказом утверждены порядок предоставления пациенту медицинских изделий и порядок оплаты медицинской реабилитации на дому.

 

Начинается "весенний" призыв на военную службу

Указ Президента РФ от 30.03.2023 N 220 «О призыве в апреле - июле 2023 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» гласит, что с 1 апреля по 15 июля 2023 г. на военную службу будут призваны 147 000 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву. Одновременно с военной службы будут увольняться солдаты, матросы, сержанты и старшины, у которых истек срок военной службы по призыву.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Усовершенствована организация прокурорского надзора
за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности

Приказом Генпрокуратуры России от 24.03.2023 N 212 внесены  изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 N 156 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности.

 В частности, актуализирован порядок действий при выявлении в сети "Интернет" информации, распространяемой с нарушением закона.

 

Установлен перечень видов деятельности, осуществление которых на территориях
новых субъектов РФ допускается с 1 марта 2024 г. без получения лицензии

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2023 N 463 "О применении на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности" определен порядок представления уведомления об осуществлении таких видов деятельности.

Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти предписано до 1 января 2024 г. утвердить временные обязательные требования, а также перечень грубых нарушений таких требований.

 

Утверждены правила направления средств федерального бюджета
на финансирование мероприятий по оказанию беженцам мер социальной поддержки
 

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2023 N 473утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мер социальной поддержки граждан Российской Федерации, Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, вынужденно покинувших территории постоянного проживания и прибывших на территорию Российской Федерации (в границах до 30 сентября 2022 г.).

Правила устанавливают порядок предоставления межбюджетных трансфертов субъектам РФ в целях софинансирования расходных обязательств при реализации мер соцподдержки лиц, постоянно проживающих на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, вынужденно покинувших территории постоянного проживания и прибывших на территорию РФ (в границах до 30 сентября 2022 г.).

Результатом предоставления такого межбюджетного трансферта является количество лиц, вынужденно покинувших территории постоянного проживания, получивших единовременную материальную помощь.

Размер межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету субъекта РФ, рассчитывается по утвержденной формуле.

 

Определен порядок перераспределения контрольных цифр приема на обучение
за счет средств федерального бюджета, установленных вузами
на 2023/24 учебный год, по приоритетным направлениям подготовки и специальностям

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2023 N 467 "О перераспределении установленных организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на 2023/24 учебный год контрольных цифр приема на обучение за счет средств федерального бюджета по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки по образовательным программам высшего образования" утвержден Перечень приоритетных направлений подготовки и специальностей определит Комиссия по научно-технологическому развитию РФ.

Предложения по перераспределению установленных контрольных цифр приема образовательным организациям необходимо представить в Минобрнауки России до 1 апреля 2023 года.

Реализованы положения статьи 19 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Актуализирован перечень субъектов РФ, на территориях
которых допускается создание зон территориального развития

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2023 N 407 утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 115. Перечень, как и ранее, включает в себя 20 субъектов РФ, при этом в него взамен Архангельской и Магаданской областей включены Ненецкий автономный округ и Республика Коми.

Кроме этого, документом внесены изменения в методику расчета показателей, исходя из которых субъект Российской Федерации подлежит включению в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития (утв. постановлением Правительства от 13 февраля 2013 г. N 115). Предусмотрено, что в отношении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей значение каждого показателя за 10-летний период, предшествующий году утверждения указанного перечня, рассчитывается на основе данных, представленных Росстатом, Минстроем и Минфином, начиная с 2025 года.

Признано утратившим силу постановление Правительства от 23 декабря 2019 г. N 1770, которым был утвержден аналогичный перечень.

 

Уточнен порядок государственного регулирования цен
на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу

Постановлением Правительства РФ от 18.03.2023 N 411 внесены изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

В частности, закреплено, что указанная в заключении государственного заказчика о цене на продукцию информация должна позволять однозначно идентифицировать скорректированные затраты в обосновывающих документах единственного поставщика, представленных в составе предложения о цене.

 

Летние веранды для обустройства уличных кафе включены в перечень объектов,
размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 внесены изменения в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Кроме того, в указанный перечень включены площадки для размещения строительной техники и грузов для осуществления капитального или текущего ремонта объектов капитального строительства, а также технические средства, которые обеспечивают возможность резервирования даты и времени в целях пересечения государственной границы РФ и соблюдения зарезервированных даты и времени и которыми оборудуются площадки для стоянки грузовых транспортных средств.

Информация предоставлена
прокуратурой Московского района
г. Санкт-Петербурга