Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга
РАЗЪЯСНЯЕТ:
29.07.2024
Дополнительные услуги для жителей многоквартирного дома: КС РФ разъяснил нюансы оплаты
Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 02.07.2024 N 34-П постановил, что внесение денег за допуслуги (кабельное ТВ, домашний телефон, интернет и пр.) не считается акцептом при таких обстоятельствах:
- тот, кто сформировал платежку за ЖКУ, включил в нее допуслуги, хотя гражданин - собственник или наниматель жилья в многоквартирном доме этого не просил;
- в платежке нет итоговых сумм с учетом допуслуг и без них с обоснованием разницы;
- гражданин внес средства за допуслуги по данной платежке;
- нет доказательств надлежащего информирования о том, что путем оплаты потребитель согласился с существенными условиями договора. То же касается доказательств того, что гражданин пользовался допуслугами.
В этой ситуации договор об оказании допуслуг признается незаключенным.
К таким выводам пришел КС РФ. Их нужно применять с 3 июля 2024 года.
Если гражданин до 2 июля включительно при упомянутых обстоятельствах оплатил кабельное ТВ, возвращать ему деньги за допуслугу не надо. Исключение - случаи, когда не позже этого дня потребитель обратился в суд, управляющую компанию или к исполнителю услуги с требованием вернуть средства. Полагаем, правила следует по аналогии применять и к другим допуслугам из платежки за ЖКУ.
Субсидиарная ответственность при банкротстве - закон о расширении прав кредиторов опубликован
Федеральным законом от 22.07.2024 N 208-ФЗ внесены изменения в статьи 61.17 и 189.96 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 19 и 39 Федерального закона "О страховании вкладов в банках Российской Федерации, а именно установлено, что с 2 августа 2024 года кредиторы по Закону о банкротстве смогут менять способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности с продажи на уступку. Условие - право требования не реализовали на торгах в форме публичного предложения.
Арбитражный управляющий уведомит кредиторов о такой возможности через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 10 рабочих дней после завершения торгов. На принятие решения кредиторам дадут 10 рабочих дней со дня публикации сообщения в реестре. Чтобы воспользоваться правом, кредитору потребуется направить управляющему заявление.
Через 20 рабочих дней с даты публикации управляющий представит в суд новый отчет о результатах выбора кредиторами способов распоряжения правом. По этому документу суд заменит взыскателя на кредиторов, которые выбрали уступку. На имя каждого из них суд выдаст исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения требования.
По общему правилу новшество будут применять в том числе к делам о банкротстве, которые возбуждены до начала действия закона.
Если право требования не реализовали на торгах до 2 августа 2024 года, конкурсные управляющие в течение 30 рабочих дней с этой даты известят кредиторов о возможности изменить способ распоряжения правом. Речь идет о случаях, когда его не выставляли на новые торги и не публиковали сообщение о его продаже.
В законе есть и другие положения.
Сейчас возможность изменить способ распоряжения правом требования предусмотрена на уровне практики ВС РФ. Замена допустима при таких условиях:
- кредитор сначала выбрал взыскание долга или продажу требования с торгов;
- он возместит убытки тем, кто потратился на данные процедуры.
Составление протоколов о правонарушениях полицией - закон об ограничении ее полномочий опубликован
Федеральным законом от 22.07.2024 N 192-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, установлено, что с 21 октября 2024 года полиция не сможет оформлять протоколы о невыполнении или грубом несоблюдении требований и условий лицензии либо иного разрешения. Это не коснется данных нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
Также из компетенции полиции исключат составление, в частности, протоколов:
- о самовольном занятии земельного или лесного участка;
- о несоблюдении законодательства об охране объектов культурного наследия;
- о сокрытии либо искажении экологической информации;
- о незаконном использовании средств индивидуализации товаров, работ или услуг;
- о производстве либо обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.
Закон устранит дублирование полномочий полиции и прочих госорганов. Это снизит административную нагрузку на бизнес.
Есть и другие новшества.
Как вернуть деньги, списанные с банковской карты (счета) физлица без его согласия?
При совершении операции с использованием платежной карты, перевода электронных денежных средств или перевода денежных средств с использованием СБП банк обязан до списания денежных средств осуществить проверку наличия признаков осуществления перевода без добровольного согласия клиента (то есть без согласия клиента или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием).
Зачастую причиной мошеннических операций является несоблюдение правил безопасности самими клиентами. Вернуть в таком случае списанные деньги крайне затруднительно. В связи с этим Банк России рекомендует, в частности, не передавать банковскую карту третьим лицам для использования и не сообщать ПИН-код карты третьим лицам, в том числе родственникам и сотрудникам банка.
Что такое ПИН-код банковской карты и как избежать мошеннических действий посредством его незаконного использования
ПИН-код (персональный идентификационный номер) банковской карты - это комбинация из цифр, которая позволит вам использовать карту в банкоматах и терминалах для получения услуг.
Многие банки позволяют сменить ПИН-код карты или предлагают придумать его самостоятельно, когда выдают банковскую карту.
ПИН-код не должен знать никто, кроме вас, в том числе работники банка. Если кто-то спрашивает у вас ПИН-код - это явная попытка мошенничества.
Если вы обнаружили, что с вашего счета списаны денежные средства без вашего согласия, необходимо:
- получите информацию об операции и направьте соответствующее уведомление в банк,
- подать при необходимости заявление о возмещении в банк и дождитесь зачисления денежных средств;
- обратится к финансовому уполномоченному (по общему правилу вы можете заявить свои требования к банку в судебном порядке (в размере, не превышающем 500 000 руб.) только после обращения к финансовому уполномоченному. Направить это обращение можно при наличии определенных условий, в частности, если размер требований не превышает 500 тыс. руб., и после получения ответа банка либо в случае неполучения ответа по истечении установленных сроков рассмотрения вашего заявления о восстановлении нарушенного права);
- обратится при необходимости в суд (если денежные средства были списаны с банковской карты без вашего согласия, вы вправе обратиться в суд с требованием к банку, с карты которого были списаны денежные средства, о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств помимо процентов за пользование денежными средствами на банковском счете, предусмотренных договором. Обратиться в суд можно в течение 30 календарных дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного. В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора вам необходимо представить в суд соответствующий документ, в частности решение финансового уполномоченного, с которым вы не согласны. При этом копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.
Как гражданину составить и предъявить в банк претензию о возврате денег, списанных со счета без его согласия?
Претензия о возврате денег, списанных с банковского счета без согласия его владельца, составляется в письменной форме. В ней указываются сведения о владельце счета и оспариваемой операции, реквизиты счета, причины несогласия с операцией и т.п. Подать претензию в банк можно лично, по почте или в форме электронного документа.
С ситуацией списания денежных средств со счета в банке без согласия владельца счета может столкнуться каждый. Однако речь не всегда идет о краже, нередко бывают случаи списания ввиду технических сбоев ("задвоение" сумм покупок, списание за отмененную покупку и т.п.) или по иным причинам. Например, дата фактического списания денег за покупку со счета может значительно отличаться от даты покупки.
Если вы не давали согласия на списание с вашего счета денежных средств, рекомендуем составить и подать в банк соответствующую претензию.
Претензию необходимо составить в письменной форме. Зачастую банки имеют типовую форму бланка для претензий, которую нужно заполнить. Однако вы вправе составить претензию в свободной форме. Если вы хотите оспорить несколько операций по одному счету, возможно составить одну претензию на все оспариваемые операции.
Если претензия предъявляется представителем, необходимо также приложить доверенность, подтверждающую его полномочия.
Рекомендуем направить претензию на юридический адрес банка. Его можно узнать по номеру ИНН (или ОГРН) на официальном сайте ФНС России.
Если иное не установлено договором, направить претензию можно следующими способами:
- По почте или с помощью иных служб доставки. Рекомендуем направить претензию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения. Направление претензии, например, посредством электронной почты, законодательством также не запрещается. В любом случае желательно изучить сначала условия договора, заключенного с банком, в части досудебного урегулирования возможных споров и направления претензий.
- Лично путем подачи претензии уполномоченному сотруднику банка. Рекомендуем подготовить два экземпляра претензии и попросить, чтобы на вашем экземпляре сотрудник, принявший претензию, проставил свою подпись и дату принятия претензии.
Бремя доказывания факта направления претензии лежит на отправителе.
В процессе рассмотрения претензии сотрудники банка могут с вами связываться для получения разъяснений и уточнений, а также предъявления вами дополнительных документов.
При наличии подозрений насчет совершения мошеннических операций необходимо обратиться в правоохранительные органы и написать заявление о совершении преступления (ст. 159.3 УК РФ; ч. 2 ст. 141, ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Режим работы можно установить несовершеннолетнему, если он не учится
Таким работникам по закону установлена сокращенная рабочая неделя и есть ограничения по максимальной продолжительности рабочего дня:
- если работник младше 16 лет - рабочая неделя не может быть больше 24 часов. При этом рабочий день работника в возрасте от 14 до 15 лет не может быть больше 4 часов, а от 15 до 16 лет - 5 часов;
- если работнику от 16 до 18 лет - рабочая неделя не должна быть больше 35 часов, а рабочий день больше 7 часов.
Также таким работникам нельзя ставить ночные часы работы (с 22 до 6 часов). Еще нельзя привлекать их к работе сверхурочно, в выходной или нерабочий праздник (ч. 1, 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ст. 268 ТК РФ). Исключение - некоторые несовершеннолетние творческие работники и спортсмены - об этом расскажем ниже.
В остальном особенностей нет. В том числе можете установить работнику неполную рабочую неделю или, например, по соглашению гибкий график работы.
Ответственность за совершение террористического акта
Как следует из преамбулы Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях террористической направленности, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности.
На основании ч. 1 ст. 205 УК РФ совершение террористического акта влечет ответственность в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет.
Первой группой квалифицирующих признаков указанного преступления являются:
- совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
На основании ч. 2 ст. 205 УК совершение теракта с указанными квалифицирующими признаками влечет лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Второй группой квалифицирующих признаков для рассматриваемого деяния являются:
- сопряжение с посягательством на объекты использования атомной энергии, потенциально опасные биологические объекты либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических веществ или патогенных биологических агентов;
- последствия теракта, повлекшие причинение смерти человеку.
Важно также отметить, что своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 205 УК РФ).
Кроме того, УК РФ установлена уголовная ответственность за:
- содействие террористической деятельности (а именно за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступлений соответствующей направленности) (ст. 205.1);
- публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (ст. 205.2);
- прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3);
- организацию террористического сообщества и руководство им, а также участие в нем (ст. 205.4);
- организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5).
Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20.07.2016 дополнился составом, предусмотренным ст. 205.6 УК РФ, - несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).
Ответственность за экстремизм
На основании ст. 15 Закона о противодействии экстремизму за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
К примеру, ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики, кроме случаев, когда указанными действиями формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, иных экстремистских материалов, указанных в п. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму, либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4.1 и 6 ст. 13.15, ст. ст. 13.37, 20.3 и ст. 20.3.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В Уголовном кодексе РФ, в частности, указаны следующие составы преступлений экстремистской направленности:
- публичные призывы (т.е. обращения к другим лицам в любой форме) к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ, п. 4 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности);
- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ);
- действия (например, высказывания о необходимости противоправных действий), направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (ч. 1 ст. 282 УК РФ, п. 7 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности);
Также обращаем внимание на то, что на основании п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы признается обстоятельством, отягчающим наказание.
Федеральным законом от 13.07.2024 N 179-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2026, устанавливается право на получение ежегодной семейной выплаты гражданам РФ, имеющим двух и более детей.
Выплаты предоставляются Социальным Фондом Российской Федерации каждому работающему родителю детей граждан РФ, также являющемуся гражданином России и налоговым резидентом, постоянно проживающим в РФ и уплачивающим НДФЛ, при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума, установленного в регионе проживания и отсутствии задолженности по алиментам.
Учитываются дети в возрасте до 18 лет, а также дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются по очной форме обучения (за исключением обучения по дополнительным образовательным программам).
В состав семьи не включаются лишенные родительских прав, находящиеся на полном гособеспечении, призывники, в/сл, обучающиеся в профильных ВУЗах, заключенные, проходящие принудительное лечение и некоторые другие граждане.
Размер выплаты равен разнице между суммой исчисленного НДФЛ с доходов заявителя за год, предшествующий году обращения за указанной выплатой и суммой, исчисленной с того же дохода по ставке 6% в полном объеме.
Федеральным законом РФ от 13.07.2024 N2 182-ФЗ, вступившим в силу в тот же день, внесены изменения в ФЗ обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовноисполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации”
В перечень выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию названных в законе лиц включены дети погибшего (умершего) застрахованного лица в возрасте до 23 лет, прекратившие образовательные отношения с одной организацией и поступившие в этот же год в другую образовательную организацию, если гибель (смерть) застрахованного лица наступила после 24.02.2022.
Федеральным законом от 22.07.2024 N 191 -ФЗ в ГПК РФ внесены поправки, устанавливающие возможность проведения судебных экспертиз только по предварительной оплате (деньги вносятся на счет суда), при отсутствии которой соответствующее определение не будет вынесено.
Суду предоставлено право назначения экспертизы и по собственной инициативе в случае невозможности принятия решения на основании представленных доказательств.
Расходы на экспертизу будут возмещаться за счет бюджетных средств.
Федеральным законом РФ от 22.07.2024 195-ФЗ, вступающим в силу с 01.03.2025, вносятся изменения в законы психиатрической помощи, «О полиции», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающиеся взаимодействия органов внутренних дел и медицинских организации при наблюдении за лицами, находящимися на диспансерном наблюдении и склонными к совершению общественно опасных действий.
Установлено, что ОВД в пределах компетенции в целях предупреждения совершения названными лицами преступлений и административных правонарушений участвуют в наблюдении за ними в порядке, который будет утвержден Минздравом РФ и МВД России (в т.ч. определен порядок обмена информацией, перечень передаваемых сведений и перечень проводимых мероприятий при поступлении соответствующей информации).
Федеральным законом РФ от 22.07.2024 N9 202-ФЗ внесены изменения в ФЗ О банках и банковской деятельности», вступающие в силу с 01.07.2025.
За получателями мер социальной поддержки, сведения о назначении которых размещены в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» закреплено право заключения исключительно через Единый правовой портал госуслуг не более чем по одному договору социального банковского вклада и социального банковского счета сроком на 1 год.
Размер вклада не должен превышать 50 тыс. руб.
Начисление и выплата процентов по вкладу будет осуществляться ежемесячно путем перечисления денежных средств на другой указанный гражданином счет.
Размер процентной ставки по вкладу будет максимальным, предусмотренным в банке для вкладов физических лиц сроком до 1 года включительно за исключением заключенных на срок до 1 месяца.
Предусмотрена возможность пролонгации вклада на 1 год при условии, что его владелец продолжает оставаться получателем мер социальной поддержки.
Федеральным законом РФ от 22.07.2024 № 206-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2025, внесены изменения в ст. 5 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ», касающиеся порядка сбора и предоставления первичных статданных при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.
Предусмотрено создание ГИС ”Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных“ для формирования статистической информации при проведении федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП на основе первичных статистических и административных данных, ведение личного кабинета респондента, формирование и ведение единых реестров, справочников и классификаторов и другое.
Порядок функционирования названной инфосистемы будет определен Правительством РФ.
Федеральным законом РФ от 22.07.2024 N2 211-ФЗ, вступившим в силу в тот же день, внесены изменения в ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», касающиеся кворума при проведении общего собрания.
Уточнено, что решение общего собрания, проводимого путем очнозаочного голосования, считается принятым, если за него проголосовало более 50 0/0 членов товарищества или их представителей.