Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга
РАЗЪЯСНЯЕТ:

Что такое военное положение?

Указом Президента РФ от 19.10.2022 № 756 с 20 октября 2022 г. с ноля часов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.

Это специальный правовой режим, который вводится Указом Президента РФ с одобрения Совета Федерации ФС РФ в какой-то местности, местностях или даже на всей территории РФ в двух случаях:

  • если осуществлен акт агрессии против РФ,
  • если есть непосредственная угроза такой агрессии.

Военное положение не нужно путать с военным временем - оно не связано с введением военного положения, а начинается с объявления состояния войны (оно объявляется только федеральным законом) или даже просто с фактическим началом военных действий. Суть режима военного положения - в консолидации ресурсов для отражении агрессии. В этих целях ФКЗ о военном положении предусматривает значительное ограничение конституционных прав и свобод (не только политических, но и социально-экономических, например, права частной собственности и права на свободный труд).

Самые жесткие ограничения предусмотрены для конкретных территорий, в границах которых введено военное положение, а границы такой территории должны быть обозначены в Указе Президента РФ (например, в годы Великой Отечественной войны военное положение вводилось там, где велись боестолкновения, на прилегающих и еще на ряде объектов. На остальной части страны военное положение не вводилось).

На остальной территории страны тоже могут быть ограничения прав и свобод, но не настолько значительные и резкие, как там, где непосредственно введено военное положение.

 

Какие обязанности и запреты могут появиться в связи с введением военного положения?

Обязанности и ограничения «для всех» - то есть на всей территории РФ, в том числе в местностях, где военное положение не введено:

  • ограничение  на осуществление экономической и финансовой деятельности;
  • ограничение на оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, например, отдельное регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общепита, бытового обслуживания и ЖКХ;
  • ограничение на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • изменение формы собственности организаций;
  • изменение порядка и условий процедур банкротства;
  • изменение режима трудовой деятельности;
  • установление особенностей финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования;
  • обязанность организаций предоставлять свое необходимое для нужд обороны имущество (за компенсацию его стоимости).

Обязанности и ограничения только для тех, кто находится на той территории, где введено военное положение, в частности:

  • обязанность граждан являться по вызову в органы власти и военные комиссариаты, исполнять требования этих органов, участвовать в выполнении работ для нужд обороны, вступать в специальные формирования, предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности (с компенсацией его стоимости);
  • запрет выезда за рубеж;
  • привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями (данный труд не считается принудительным);
  • изъятие имущества, необходимого для нужд обороны (с выплатой стоимости), в том числе реквизиция земельного участка;
  • комендантский час- то есть запрет находиться на улице в определенное время с правом проведения облав, обысков в жилище и проверок документов, а также задержанием граждан и транспорта на срок до 30 суток;
  • ограничение движения транспорта, досмотр транспорта;
  • ограничения на продажу алкоголя и сильнодействующих лекарств,
  • изъятие у граждан оружия, боеприпасов, ядов, а у организаций - также изъятие боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
  • введение военной цензуры (не только письма, мессенджеры, но и звонки);
  • ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено военное положение, особый режим въезда и выезда из нее, запрет на выбор места пребывания /места жительства,
  • приостановление деятельности политических партий, общественных / религиозных объединений, запрет митингов;
  • запрет на забастовки;
  • интернирование иностранцев;
  • запрет на работу приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
  • эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  • отмена выборов и референдумов (полномочия "текущих" депутатов и мэров продлеваются до отмены военного положения);
  • ведение территориальной обороны.

Кроме того, Верховный Суд РФ может изменить территориальную подсудность дел, рассматриваемых в судах, - для судов на территории, где введено военное положение.

 

Является ли введение военное положения форс-мажором?

Данный вопрос прямо не урегулирован ни ФКЗ о военном положении, ни Гражданским кодексом РФ. Однако в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), дан расширенный перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о форс-мажоре, и в этом перечне упомянуты также военные действия (см. также постановления Девятого ААС от 12.07.2022 № 09АП-36235/22, ФАС Северо-Кавказского округа от 19.11.2003 № Ф08-3736/03, определение Верховного Суда Республики Мордовия от 19.02.2020 по делу № 33-290/2020).

А Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» прямо относит военное положение к обстоятельствам непреодолимой силы (правда, лишь для целей этого закона).

Таким образом, принципиально введение военного положения может рассматриваться как "форс-мажорное" обстоятельство. Однако, на наш взгляд, это более вероятно, если исполнение обязательства каким-то образом связано с территорией, на которой введено военное положение.

 

Приостановление срока исковой давности в связи с введением военного положения

Течение срока исковой давности приостанавливается, если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил РФ, переведенных на военное положение, - при условии, что данное обстоятельство возникло или продолжило существовать в последние 6 месяцев срока исковой давности. Со дня прекращения данного обстоятельства течение срока давности продолжается, и остающаяся часть срока исковой давности, если она меньше 6 месяцев, удлиняется до 6 месяцев, а если срок исковой давности равен 6 месяцам или менее 6 месяцев, до срока исковой давности.

Кроме того, суды обязаны приостановить рассмотрение гражданского дела, если ответчик "выполняет задачи" в условиях военного положения, а также по просьбе истца, если истец сам "выполняет задачи" в условиях военного положения. Аналогичное правило предусмотрено нормами КАС РФ и Закона об исполнительном производстве.

 

Перенос сроков проведения проверок налоговыми органами и ФСС РФ
в отношении мобилизованных предпринимателей

Правительством РФ принято постановление от 20.10.2022 № 1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц» (далее - Постановление № 1874). Постановлением помимо урегулирования вопросов уплаты налогов и сдачи отчетности теми, кто призван в действующую армию, также приостановлено проведение проверок в отношении мобилизованных лиц.

В 2022 году был введен запрет на проведение выездных налоговых проверок только в отношении аккредитованных IT-организации - на период до 03.03.2025 включительно (абз. 5 пп. «г» п. 1 Указа Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»).

На налоговые проверки не распространяются положения «антисанкционных» мораториев, установленных постановлениями Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства...».

Ведь указанными Постановлениями приостановлены только проверки, регулируемые федеральными законами от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

К налоговому контролю положения этих федеральных законов не применяются (п. 1 ч. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ, п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Поэтому для мобилизованных лиц являются актуальными вводимые Постановлением № 1874 меры поддержки.

Меры, предусмотренные Постановлением № 1874, установлены в отношении:

  • граждан РФ, призванных в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее - Указ) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ (далее - мобилизованные лица),
  • а также организаций, в которых мобилизованное лицо на дату его призыва в соответствии с Указом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа (далее - организации).

Согласно п. 7 Постановления № 1874 мобилизованные лица, в отношении которых осуществляется проведение мероприятий, предусмотренных постановлением, определяются на основании сведений, представляемых Минобороны России в ФНС России не реже чем один раз в 7 календарных дней (в том числе сведений о дате получения мобилизованным лицом статуса военнослужащего по частичной мобилизации и дате увольнения мобилизованного лица с военной службы по основаниям, установленным Указом).

В свою очередь, ФНС России направляет информацию о таких мобилизованных лицах и об организациях в Федеральную таможенную службу, Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ (п. 7 Постановления № 1874).

Таким образом, для применения перечисленных в Постановлении мер поддержки мобилизованным лицам не требуется обращаться в налоговые органы, так как сведения о них будут поступать в рамках межведомственного информационного взаимодействия Минобороны России и ФНС России (и ФСС РФ).

 

Порядок возврата денежных средств, списанных с банковской карты
без согласия собственника

Банк обязан информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием его банковской карты, путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, который установлен договором об оказании банковских услуг.

В случае если банк не проинформировал клиента о списании денежных средств, он обязан вернуть деньги, списанные с карты клиента без его согласия. Если клиент был проинформирован и вовремя представил уведомление о несогласии, банк обязан возместить суммы, списанные после представления такого уведомления.

Способы направления банком уведомлений различны: СМС-уведомления, рассылка по электронной почте, информирование через интернет-банк.

В случае обнаружения операций по банковской карте, которые Вы не совершали рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Необходимо незамедлительно уведомить банк в случае утраты карты или ее использования без Вашего согласия после обнаружения соответствующего факта.

В последующем необходимо подать заявление в банк о несогласии с произведенными операциями, которое может быть составлено по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. По запросу банка к заявлению необходимо приложить дополнительные документы в зависимости от характера совершенной по банковской карте операции.

Иногда списание денег с карты происходит из-за технических сбоев. Например, операция может задвоиться, если при оплате покупки с карты списались две одинаковые суммы в адрес одного и того же продавца или при осуществлении покупки терминал выдал чек об ошибке/отмене операции, но деньги все-таки списались. В данном случае к заявлению необходимо приложить имеющиеся чеки.

При положительном решении денежные средства будут возвращены на счет банковской карты или на иной счет, указанный Вами в заявлении. В случае отрицательного решения Вам должен быть предоставлен мотивированный отказ. По вашему требованию результат рассмотрения претензии может быть предоставлен в письменной форме.

В случае получения отказа банка в удовлетворении поданной претензии, Вы можете заявить свои требования к банку в судебном порядке, однако по общему правилу обращение в суд возможно только после обращения к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовому уполномоченному). Обязательное обращение к финансовому уполномоченному необходимо лишь в том случае, когда размер требований о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб. Кроме того, обращение в указанную службу возможно лишь после направления соответствующего заявления в банк с приложением копий документов по существу заявленного требования.

Если денежные средства были списаны с банковской карты без Вашего согласия, Вы вправе обратиться в суд с требованием к банку, с карты которого были списаны денежные средства, о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств помимо процентов за пользование денежными средствами на банковском счете, предусмотренных договором.

В качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора необходимо представить в суд соответствующий документ, в частности решение финансового уполномоченного, с которым Вы не согласны. При этом копия обращения в суд подлежит также обязательному направлению финансовому уполномоченному.

 

Вопросы соблюдения законодательства об образовании
при зачислении в образовательную организацию 

В соответствии с положениями действующего законодательства образование является преемственным, в приеме в государственную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.   

Законодательством Санкт-Петербурга предусмотрено комплектование дошкольных образовательных учреждений на текущий год в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию. В последующем, проводится доукомлектование образовательных учреждений при наличии свободных мест с 1 августа. При этом формируется электронный список будущих воспитанников, в рамках которого распределение детей осуществляется в следующей последовательности: сортировка заявлений о постановке ребенка на учет по желаемой дате приема; в соответствии с признаком «внеочередное право», «первоочередное право»; по признаку закрепления территории за государственными образовательными организациями по первому образовательному учреждению в списке желаемых для приема; по наличию признака «преимущественное право»; по дате регистрации заявления о предоставлении места в образовательном учреждении.

В случае отсутствия вакантных мест в дошкольной образовательной организации ребенку могут быть предложены вариативные формы получения образования или место в другой образовательной организации. В дальнейшем возможен перевод из одного детского сада в другой. В случае отказа от предложенного детского сада заявителю необходимо направить отказ в течение 15 дней от даты выдачи направления. В таком случае заявление о постановке ребенка на учет переходит для рассмотрения на следующий год с сохранением даты постановки на учет. В случае же отсутствия согласия в срок действия направления (30 календарных дней) действие заявления о постановке ребенка на учет приостанавливается, для его возобновления необходимо обратиться в комиссию по комплектованию образовательных учреждений администрации района. 

 

 

Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга
ИНФОРМИРУЕТ:

Мужчина лишен свободы за причинение тяжкого вреда здоровью,
повлекшее смерть потерпевшего

Прокуратура Московского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении Кирилла Фарвазова. Он признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).

Суд установил, что 31 октября 2021 года Фарвазов, находясь в состоянии алкогольного опьянения в одной из квартир в доме д. 163, корп. 2 по Московскому пр., на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, нанес потерпевшему не менее 14 ударов твёрдым тупым предметом по различным частям тела, после чего стал душить. Потерпевший скончался на месте преступления.

Суд с учетом позиции государственного обвинителя приговорил мужчину к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор в законную силу не вступил.

 

По требованию прокуратуры устранены нарушения трудового законодательства
в деятельности предприятия по вывозу строительного и промышленного мусора

Прокуратура Московского района проверила исполнение трудового законодательства в деятельности предприятия по вывозу строительного и промышленного мусора.

Основанием к проведению проверки послужила жалоба местного жителя, поступившая в надзорное ведомство.

Установлено, что руководством организации в нарушение требований законодательства несвоевременно произведен окончательный расчет с уволенным водителем. Кроме того, вскрыты факты несоблюдения сроков выплаты заработной платы иным работникам организации.

Прокуратура Московского района внесла представление в адрес генерального директора предприятия. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

После вмешательства надзорного ведомства нарушенные трудовые права заявителя восстановлены, с ним в полном объеме произведен окончательный расчет. Кроме того, 36 работникам предприятия руководством выплачена компенсация за несвоевременную выплату заработной платы на общую сумму свыше 28 тыс. рублей

Информация предоставлена
прокуратурой Московского района г. Санкт-Петербурга