22.12.2022

 

Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга
РАЗЪЯСНЯЕТ:

Какие направления работы органов власти и организаций отражены в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы?

Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, по следующим основным направлениям, в том числе:

  • совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;
  • повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
  • применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования.

 

Что понимается под утратой доверия в сфере противодействия коррупции?

Согласно части 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Закон) лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

  • непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
  • непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами;
  • участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • осуществления лицом предпринимательской деятельности;
  • вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.

Предусмотренные частью 1 ст. 13.1 Закона случаи увольнения в связи с утратой доверия представляют собой не что иное, как случаи нарушения ограничений и обязанностей, налагаемых в соответствии со статьями 12, 12.1 и другими положениями Закона на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Таким образом, термин "утрата доверия" является оценочным понятием и применяется в сфере государственной гражданской и муниципальной службы. Под утратой доверия можно понимать отношения, возникшие вследствие совершения служащим действий (бездействия), которые порождают обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.

При этом утрата доверия по смыслу закона предполагает невозможность дальнейшего продолжения трудовых отношений, независимо от предшествующего поведения работника и его отношения к труду.

 

Допускает ли действующее антикоррупционное законодательство одновременную работу супругов в районном суде в качестве судьи и помощника судьи?

Пункт 5 части 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ограничивает возможность нахождения на гражданской службе гражданского служащего в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При условии соблюдения этих требований и при наличии возможности исключить одновременное участие в рассмотрении дел, а также непосредственное подчинение состоящих в браке судьи и помощника судьи и подконтрольность помощника данному судье конфликт интересов в профессиональной деятельности судьи в значении, определяемом Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», по мнению Комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, не возникает (см. более подробно - заключение Комиссии от 23.08.2021 № 6-КЭ «О возможности возникновения конфликта интересов при одновременной работе супругов в районном суде - в качестве судьи и государственного гражданского служащего, замещающего должность помощника судьи»).

 

Установлены особенности применения части третьей Гражданского кодекса РФ к отношениям по наследованию на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей

Предусматривается, в частности, что положения раздела V "Наследственное право" части третьей ГК РФ применяются к отношениям по наследованию на территориях указанных субъектов, если наследство открылось 30 сентября 2022 года и позднее. В случае открытия наследства до 30 сентября 2022 года (до дня принятия в РФ) к таким отношениям применяются положения нормативных правовых актов, действовавших до 30 сентября 2022 года на территориях ДНР и ЛНР, или законодательство Украины, действовавшее до 30 сентября 2022 года на территориях Запорожской и Херсонской областей. 

Завещания (в том числе совместные завещания супругов), наследственные договоры, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до 30 сентября 2022 года, сохраняют силу вне зависимости от момента открытия наследства. 

Также устанавливаются специальные правила наследования для тех случаев, когда применение общего правила не позволяет в полной мере обеспечить права наследников и гарантировать соблюдение воли наследодателя. 

Наследование выморочного имущества на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей осуществляется в соответствии с законодательством РФ вне зависимости от момента открытия наследства. 

 

Необходимо ли служащему федеральной государственной гражданской службы получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, если он планирует поступление на муниципальную службу в орган местного самоуправления, в отношении которого выполнял функции государственного управления?

В соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2-х лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, правовое регулирование приведенной федеральной нормы имеет целью устранение коллизии публичных и частных интересов.

В данном случае трудоустройство бывшего федерального государственного гражданского служащего не связано с работой в частном секторе, направлено на прохождение муниципальной службы в органе местного самоуправления.

При таких обстоятельствах оснований для его обращения о даче согласия на замещение должности в органе местного самоуправления не имеется.

 

Могу ли я анонимно обратиться с информацией о факте коррупции в прокуратуру?

Такое обращение будет принято в органах прокуратуры.

Однако следует иметь в виду, что органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов совершения преступлений.

В связи с этим, при поступлении в прокуратуру анонимные обращения о совершении преступления направляются в органы полиции.

Уголовно-процессуальным законодательством установлено, что анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Однако, анонимные заявления, сообщения о преступлении и материалы их проверки могут использоваться соответствующими оперативными подразделениями МВД России для использования в оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, если в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подтвердится факт совершения коррупционного преступления, отраженного в анонимном обращении, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть предоставлены следователю для проведения процессуальной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При этом основанием для возбуждения уголовного дела будет являться не само анонимное обращение, а сообщение сотрудника оперативного подразделения о непосредственном выявлении признаков состава преступления.

 

Особенности применения судебного штрафа за совершение коррупционных правонарушений

Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» в законодательство было введено новое основание освобождения от уголовной ответственности - прекращение уголовного дела с назначением судебного штрафа (ст. 76.2 УК РФ, ст. 25.1 УПК РФ).

Главная особенность данного вида освобождения от уголовной ответственности заключается в том, что судебный штраф, хотя и назначается судом, не является при этом уголовным наказанием, а представляет собой меру уголовно-правового характера, которая не влечет судимости для правонарушителя. Тем самым лицу, впервые совершившему преступления небольшой и средней тяжести, при соблюдении установленных законом условий (виновное лицо возместило причиненный преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, предоставляется возможность избежать судимости, а также других неблагоприятных последствий, которые она влечет.

Как следует из уголовного закона, одним из условий освобождения от уголовной ответственности на основании обозначенной нормы является возмещение ущерба или иным способом заглаживание причиненного преступлением вреда.